Карточки "Деревья. Кустаники. Грибы"


>>>


Предисловие

Новое приложение к журналу «Дошкольная педагогика» включает в себя наглядный дидактический материал, необходимый практически всем специалистам ДОУ. Это комплекты предметных картинок по всем изучаемым в детском саду лексическим темам, а также авторские загадки к ним.

Предметные картинки, нарисованные в едином стиле и выполненные на картоне, представляют собой готовую картотеку материалов по формированию и развитию лексического состава языка дошкольников. Картинки могут быть отрезаны по указанным линиям и размещены в контейнерах или ящиках для картотек.

Материалы пособия могут использоваться при обучении составлению описательных и сравнительных рассказов, отгадыванию загадок, для проведения различных дидактических игр: 
  • «Четвертый лишний?», 
  • «Чего не стало?», 
  • «Что изменилось?», 
  • «Что прибавилось?», 
  • «Сравни и опиши», 
  • «С какой ветки детки?», 
  • «На что похожи?», 
  • «Составь пары», 
  • «Слоговое лото» и т. п.

Игра «На что похожи?»

Цель: развитие естественнонаучных и математических представлений.

Оборудование: предметные картинки с изображениями листьев деревьев, картонные или пластмассовые геометрические фигуры разных цветов.

Ход игры.
Педагог помещает на магнитную доску изображения геометрических фигур: красный круг, коричневый овал, алый пятиугольник, желтый четырехугольник, зеленый треугольник. На столе он раскладывает Предметные картинки с изображениями листьев осины, дуба, клена, березы, сирени. Дети получают задание: найти на доске фигуры, напоминающие листья, лежащие на столе. Каждый ребенок выбирает один листок, называет его, прикрепляет его рядом с соответствующей фигурой.

Игра «Составь пары»

Цель: развитие естественнонаучных и математических представлений.

Оборудование: предметные картинки с изображениями листьев деревьев и похожих на них предметов.

Ход игры.
Педагог помещает на магнитную доску картинки с изображениями листьев осины, клёна, рябины, веток сосны и ели. На столе он раскладывает картинки с похожими на эти листья предметами. Дети получают задание: найти предметы, похожие на листья, и прикрепить их рядом с листьями. Завершая игру. Педагог может предложить детям вспомнить и прочитать стихотворение:

На мою ладошку лист похож у клёна.
Осенью оранжевый, летом он зеленый.
Словно перышки, листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты.
У каштана, словно опахала.
Было листьев очень много летом, Осенью их очень мало стало.
К Нищева

Игра «Вот деревья, вот кусты»

Цель: развитие естественнонаучных представлений.

Оборудование: предметные картинки с изображениями деревьев и кустов, разрезной материал.

Ход игры.
Педагог помещает на магнитную доску картинки с изображениями кустов и деревьев. Он читает стихотворение:

Вот деревья и кусты.
Различить их можешь ты?
Есть у дуба толстый ствол,
Листья, ветки, крона.
В кроне спрятано гнездо,
Там сидит ворона.
У кустов же нет стволов,
Много тонких веток.
Под кустами от волков
Ежик спрятал деток.
Н. Нищева

Педагог кладёт перед детьми изображения гнёзда с вороной и ежа с ежатами. Дети получают задание – поместить гнездо на дуб, а ежа с ежатами под куст орешника. Затем по заданию педагога мальчики должны выбрать все картинки с изображениями деревьев, назвать их, объяснить, почему они выбрали эти картинки, сосчитать их. Девочки же должны выбрать картинки с изображениями кустов, назвать их, объяснить, почему они выбрали эти картинки, сосчитать их.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: развитие естественнонаучных представлений.

Оборудование: предметные картинки с изображениями листьев деревьев и кустарников;

Ход игры.

Педагог помещает на доску картинки с изображениями листьев клёна, сирени, дуба и ясеня и задает детям вопрос, какой из листьев лишний и почему. Дети должны определить, что лишний лист сирени, потому что сирень — это куст, а дуб, ясень и клён — деревья. Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый из присутствующих на занятии детей.
Игру можно провести с целью дифференциации лиственных и хвойных деревьев, съедобных и несъедобных грибов.

Игра «Узнай по контуру»

Цель: профилактика нарушений письменной речи.

Оборудование: предметные картинки с изображениями листьев, карточки с контурными изображениями листьев (разрезной материал).

Ход игры. Педагог прикрепляет к магнитной доске картинки с изображениями листьев дуба, клёна, березы, рябины, ясеня, шиповника, орешника, сирени, а на столе раскладывает карточки с контурными изображениями листьев. Детям предлагается узнать листья по контуру и прикрепить карточки с контурными изображениями рядом с картинками на доске. Прикрепляя карточки, дети обязательно говорят, как называется растение, которому принадлежит этот листок.
Эту игру можно провести, используя картинки с изображениями грибов и карточки с их контурными изображениями.

Игра «Наложенные контуры»

Цель: профилактика нарушений письменной речи.

Оборудование: предметные картинки с изображениями листьев, карточка с наложенными контурными изображениями листьев.

Ход игры.
Педагог прикрепляет на доске предметные картинки с изображениями листьев клёна, дуба, ясени, сирени, рябины и карточку с наложенными изображениями листьев клёна, дуба, ясени, сирени. Дети должны узнать, назвать, обвести по контуру каждый листок, сказать, какая картинка на доске лишняя.
Игру можно провести, используя карточку с наложенными изображениями белого гриба, подосиновика, мухомора и груздя и предметными картинками с изображениями грибов.

Загадки.

Что за дерево-краса,
Ниже пояса коса?
Да волшебный стройный стан,
Да белёный сарафан,
Да серёжки, словно слёзки,
У красавицы... (берёзки).


Кто на даче у веранды
Носит носиков гирлянды?
В алых листьях ярок он.
Отгада-ли? Это... (клён).


Он — могучий!
Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны. (Дуб.)


Это дерево—трусишка.
Всё трясётся, как зайчишка.
Листья — красные монетки
Целый день дрожат на ветке.
(Осина.)


В листьях лимонного цвета.
Был он зелёным всё лето.
Гроздья серёжек до самой земли.
Вы бы назвать его имя смогли?
Если вам вопрос мой ясен,
Вы ответите мне:... («Ясень».)


Вот колючка-недотрога!
Лучше ты её не трогай.
Ой, остры иголочки
У зелёной... (ёлочки).


Будто рыженькая свечка,
На холме стоит у речки.
Растрепалась ото сна
В иглах, в шишечках... (сосна).


В гроздьях горьких ягод красных
Нарядилась, как на праздник,
И склонилась над тропинкой
В листьях перистых... (рябинка).


Этот куст такой колючий!
Ты его не трогай лучше.
Подстрижёт его садовник,
Буйно зацветёт... (шиповник).


Под кустами белка скачет
И в траве орехи прячет.
Как кусты зовутся эти?
Мне, конечно, скажут дети.
(Орешник.)


В саду у забора построились в ряд,
Лиловые гроздья, зелёный наряд.
Ели мы вчера варенье
Под цветущею... (сиренью).


Куст кудрявый у дороги,
Только ты его не трогай.
Ягоды красные —
Вредные, опасные. (Бузина)


Встали возле тропочки
Жёлтенькие кнопочки.
Симпатичные сестрички!
Назовите их... (Лисички.)


Закручены внутрь края белой шляпы,
И полая ножка, как трубка у па-пы.
Есть в лесу осеннем грусть,
А в траве засохшей — ... (груздь).


На берете есть горошки,
И манжет на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
(Мухомор.)


С ножкой толстой и прямой
Этот гриб — любимец мой.
Шляпкой красненькой накрылся,
Под осинкой схоронился.
(Подосиновик)


В коричневой шляпке,
На пестренькой ножке
Стоит под берёзкой
У самой дорожки.
(Подберёзовик.)


Под еловой колкой лапой
Притаились два грибка.
Малышей в атласных шляпах
Вижу я издалека.
Ножки белые, как сахар,
Шляпки гладкие, как шёлк.
Долго мама будет ахать:
«Где ж ты их, дружок, нашел?»
(Белые грибы.)


Что грибы опасны эти,
Знают взрослые и дети.
Разбежались по полянке
Эти бледные... (поганки).

Комментарии